Паспорт безопасности химической продукции
В составе технической документации, оформляемой на потенциально опасные элементы, должен присутствовать паспорт безопасности химической продукции (ПБ). Документ помогает понять:
- какую угрозу несет химикат;
- как избежать негативных последствий при использовании;
- каким образом нужно осуществлять транспортировку, утилизацию и хранение товара.
Область применения
Паспорт безопасности — это незаменимый документ при проведении торговых операций, связанных с химической продукцией. Он может понадобиться при:
- прохождении таможни импортным грузом;
- в ходе проверки надзорными органами;
- сертификации товара в специализированном центре;
- использовании вещества в производстве;
- проведении логистических процедур.
На основании паспорта безопасности осуществляется учетная регистрация химикатов, находящихся в обороте.
Содержание
В паспорт безопасности вносится важная информация, которая помогает правильно обращаться с грузом и эффективно применять продукцию.
В документе содержатся следующие разделы:
- наименование вещества;
- название, местонахождение, реквизиты изготовителя (импортера);
- потенциальные риски;
- компоненты, сырьевой состав;
- меры первой помощи людям, которые пострадали от негативного воздействия химиката;
- порядок обеспечения пожаро- и взрывобезопасности;
- алгоритм ликвидации аварий, ЧС и их последствий;
- требования относительно хранения, погрузки, разгрузки;
- список средств индивидуальной защиты, которые могут понадобиться;
- физико-химические характеристики;
- способность оставаться в стабильном состоянии или вступать в химические реакции;
- уровень токсичности;
- меры по охране природы;
- способы удаления отходов;
- правила транспортировки;
- нормы российского и международного законодательства;
- другие сведения.
Образец
Документ составляется согласно правилам ГОСТ 30333-2007 “Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования”. Перед выдачей он регистрируется в Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Координационно-информационный центр государств-участников СНГ» («НП КИЦ СНГ»). Этот факт подтверждает его легитимность. Организация создана в 2008 году по инициативе Росстандарта. Она занимается регулированием деятельности предприятий химической и нефтехимической промышленности в части выполнения требований по обращению химикатов на рынке.
Ассоциация оказывает услуги по экспертизе и регистрации ПБ химических веществ на территории России согласно Приказу Росстандарта от 11.06.2014 г. № 963.
Продукция, на которую необходим паспорт безопасности
ПБ разрабатывается на различные химические вещества, материалы, смеси, отходы промышленных предприятий:
- яды;
- канцерогены;
- мутагены;
- токсины;
- пероксиды.
Составлять паспорт не нужно, при осуществлении операций со следующими объектами:
- полезные ископаемые в стадии залегания;
- лекарственные препараты и медикаменты;
- парфюмерно-косметические товары;
- пищевая продукция;
- вещества, выпущенные по закрытой номенклатуре (в интересах безопасности страны).
Кто выдает паспорт безопасности
Приобрести необходимую документацию на продукцию можно в центре “Сертификация”. Наши специалисты хорошо знакомы с особенностями и нюансами разработки, постоянно следят за изменениями в законодательстве. Поэтому вы получите паспорт безопасности установленного образца в минимальные сроки. Узнать подробнее о стоимости наших услуг можно по телефону 8 (800) 302 91 01.
Преимущества оформления
Своевременно подготовив необходимые документы производитель (импортер) будет уверен в правомерности своих действий. При этом важно доверить создание ПБ профессионалам, которые имеют серьезный опыт в данной сфере.
Это позволит:
- избежать ошибок при создании паспорта;
- быстро и легко пройти таможенные процедуры;
- избежать штрафных санкций и возникновения чрезвычайных ситуаций;
- распространять продукцию в соответствии с нормами закона;
- обеспечить безопасность при использовании;
- успешно пройти оценку соответствия.
Маркировка
Специальная маркировка, которая наносится на товар, позволяет наглядно показать степень потенциальных рисков при перевозке, применении, хранении, утилизации вещества. Правила ее составления содержатся в межгосударственном стандарте ГОСТ 31340-2013.
Предупредительная маркировка выглядит следующим образом:
- значок опасности;
- сигнальное слово, которое проинформирует потребителя о мерах предосторожности (“опасно” — серьезный риск или “осторожно” — небольшой риск);
- краткая характеристика опасности (Н-фразы);
- меры по предупреждению опасности (Р-фразы).
MSDS для экспорта в страны ЕС
При организации поставок химикатов за пределы РФ нужно получить международный документ — лист (M)SDS. Он составляется на английском языке или языке страны-получателя груза. Правила подготовки документа содержатся в Директивах Евросоюза и регламентах REACH.
Ранее документ имел аббревиатуру — MSDS (material safety data sheet). В 2017 году ее официально поменяли на SDS. Теперь первая буква (M) по инерции употребляется среди предпринимателей.
Срок действия паспорта
Уровень потенциального риска при обращении с материалом напрямую влияет на срок действия паспорта отечественного образца:
- 3 года — для особо опасных веществ (окись цинка кормовая, известь кальциевая негашеная и т.д.);
- 5 лет — для остальных видов продукции (например, на смесь битумную — гудрон нефтяной).
Лист MSDS ограничений в периоде действия не имеет, т.е. является бессрочным.
Штрафы
Отсутствие документа или ошибки в его оформлении могут привести к негативным последствиям. Производители (поставщики) должны знать о существовании административной ответственности, установленной ст. 14.43 КоАП РФ.
Среди утвержденных санкций:
- штрафы в размере до 600 000 рублей;
- конфискация товара (груза);
- приостановление работы нарушителя на срок до 3-х месяцев.
Необходимые документы
Разработка паспорта осуществляется на основании предоставленных заявителем данных:
- заявка на выдачу документа;
- реквизиты компании (копии ИНН, ОГРН);
- характеристики химикатов (название, состав, сведения о взаимодействии с другими веществами);
- нормативы выпуска (ГОСТ, ТУ, СТО);
- протоколы лабораторных испытаний;
- токсикологические отчеты.
Этапы работы
Алгоритм паспортизации включает несколько этапов:
- рассмотрение заявки предпринимателя;
- консультирование, обсуждение деталей сотрудничества;
- заключение договора об оказании услуг между сторонами;
- разработка разрешения в соответствии с актуальными требованиями;
- согласование с заявителем;
- регистрация отечественного документа в «НП КИЦ СНГ» и выдача клиенту.
Центр “Сертификация” поможет своевременно получить необходимую документацию. Срок оформления — от 1 рабочего дня. Обращайтесь к нам прямо сейчас, будем рады помочь!